Контакты

Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, каб. 30-31

8 (8142) 78-10-62

8 (8142) 76-57-92

ombudsman.karelia@govrk.bizml.ru

Как призывнику защитить свои права

23 мая 2022 г.

В каждой семье, где есть молодой человек, которому предстоит призыв на военную службу, настольными книгами должны быть Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе», Расписание болезней (Приложение к положению о военно-врачебной экспертизе»), и некоторые другие законы и инструкции, перечень  которых указан.

Чтобы иметь четкое представление, в чем заключается работа призывной комиссии, советуем обратить внимание на следующую информацию:

  • призывник при явке в военкомат по повестке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, должен быть тщательным образом обследован медицинской комиссией, в случае необходимости его должны направить на амбулаторное или стационарное обследование в соответствии со статьей 5.1. пункта 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и статьи 13 «Положения о призыве граждан на военную службу»;
  • для оформления освобождения от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывник должен представить все необходимые документы, подтверждающие право на освобождение от призыва;
  • для оформления отсрочки от призыва на военную службу по учебе, по семейным обстоятельствам, по работе (службе) в соответствии со статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывник должен представить все необходимые документы, подтверждающие право на отсрочку.

Призывная комиссия на основании медицинских заключений о заболеваниях призывника и представленных документов из учебных учреждений и документов о семейных обстоятельствах призывника должна:

  • определить категорию годности призывника к военной службе по состоянию здоровья;
  • принять решение о призыве призывника на военную службу, либо об освобождении призывника от призыва на военную службу, либо о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Очень важно знать, что призывнику не будет предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по учебе или по семейным обстоятельствам до тех пор, пока он не будет освидетельствован по состоянию здоровья.

Поэтому в тех случаях, когда справки из учебных заведений или документы о семейных обстоятельствах в призывную комиссию несут мамы или другие родственники призывников решение об отсрочке может быть не принято, так как сам призывник не явился в призывную комиссию для медицинского освидетельствования, и он автоматически может попасть в список «уклонистов» и будет привлечен к ответственности в соответствии с законодательством.

По опыту правозащитных организаций эта «ответственность» выражается в насильственном приводе призывника сотрудниками военкоматов и ОВД в военкомат. Затем следует отправка к месту прохождения военной службы несмотря на то, что у призывника было законное право на отсрочку от призыва.

Чтобы этого не случилось,  призывник или его родители должны знать всего несколько статей закона «О воинской обязанности и военной службе», что не позволит бы призывной комиссии манипулировать ими.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

(статья 59 Конституция РФ)

1.Законодательство

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы призыва на военную службу:

  1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002г. № 113-ФЗ.
  3. Положение «О призыве на военную службу граждан РФ», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663.
  4. Положение «О воинском учете», утвержденное  Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г.
  5. Положение «О военно-врачебной экспертизе», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. № 123, в том числе приложение Расписание болезней).
  6. Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва.
  7. Инструкция по подготовке и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан российской Федерации, не пребывающих в запасе – зарегистрирована в Минюсте РФ 12.10.2007г. № 10315.
  8. Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной  службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

2. Права граждан Российской Федерации

В соответствии с Европейской Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод»:

  • никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию (ст. 3);
  • каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9);
  • каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение (ст. 10);

В соответствии с Конституцией Российской Федерации:

  • Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2);
  • Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21);
  • Никто не может быть принужден к выражению своих мнений, убеждений или отказу от них (ст. 29);
  • Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
  • Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
  • Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

3. Время проведения и содержание призыва

Призыв осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, но не раньше, чем будет издан соответствующий указ Президента РФ. Своим указом Президент может сократить, но не продлить сроки призыва. Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу призывников включает в себя:

  • а) явку на медицинское освидетельствование,
  • б) явку на заседание призывной комиссии,
  • в) явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы,
  • г) нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Таким образом, и медицинское освидетельствование, и заседание призывной комиссии, и мероприятия по организации и осуществлению отправки к месту прохождения военной службы соотносятся с таким правовым институтом, как «призыв на военную службу», как частное с общим, а в своей совокупности и составляют призыв. Говоря языком образов и схем:

Призыв = медицинское освидетельствование + заседание призывной комиссии + организация отправки.

Будучи элементами призыва, рассматриваемые мероприятия могут производиться только в сроки призыва. Практикуемые врачами военных комиссариатов медицинские освидетельствования в марте и сентябре и отправки в войсковые части в январе незаконны. Результаты медицинского освидетельствования до начала призывной кампании ничтожны и не имеют юридической силы. Это не означает, что нельзя являться по повестке на медицинское освидетельствование, скажем, в сентябре: согласитесь, интересно узнать, как отнесутся к медицинским документам призывника врачи в то время, когда они связаны сроками призыва, и призывная комиссия не имеет возможности вынести решение о призыве и, тем более, осуществить отправку к месту прохождения военной службы.

Призыв трёх категорий граждан производится в иные сроки, определённые ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Эти исключения таковы:

  • Граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооружённых Сил РФ. В настоящее время такого перечня не существует.

  • Граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря.

  • Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Важно отметить, что каждый этап призыва имеет в своём завершении юридически значимые последствия.

Медицинское освидетельствование завершается вынесением врачами-специалистами и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, заключения о годности гражданина к военной службе. Заключение предопределяет содержание решения призывной комиссии.

На заседании призывной комиссии выносится решение о призыве на военную службу (об освобождении от призыва, о предоставлении отсрочки от призыва, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о зачислении в запас). От содержания решения зависит проведение отправки к месту прохождения военной службы. Таким образом, отправка – не обязательный, а факультативный элемент призыва.

Отправка к месту прохождения военной службы определяет правовой статус гражданина. Согласно п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин теряет статус призывника и приобретает статус военнослужащего в день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы. Одновременно с убытием из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы гражданину приказом военного комиссара субъекта РФ присваивается воинское звание «рядовой».

И заключение врача, и решение призывной комиссии, и действия должностных лиц, выразившиеся в отправке к месту прохождения военной службы, можно оспорить в суде

Началом военной службы считается:

  • для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

Срок военной службы истекает:

  • для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
  • днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В срок военной службы не засчитывается:

  • время пребывания в дисциплинарной воинской части;

  • время отбывания ареста осужденных военно­служащих;

  • время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

  • время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

4. Если права военнослужащего нарушены

При обращении с жалобой на действия и решения должностных лиц следует соблюдать подчиненность и начинать с нижестоящих должностных лиц, либо органов прокуратуры. Например, сначала обращаетесь в прокуратуру гарнизона, затем – субъекта РФ, далее — округа, и после в Главную военную прокуратуру. Все взаимодействия с органами прокуратуры должны производиться только в письменном виде. Все, что говорится устно, то есть все ваши устные вопросы и просьбы, а равно и данные на них устные ответы, фактически не имеют никакой юридической силы. Поэтому, всем своим обращениям необходимо придавать письменную форму, а также настаивать на подобных действиях с другой стороны.

Обязательно оставляйте себе копии каждого обращения. Следует сохранять и все ответы от должностных лиц. Данные документы (в случае передачи спора в вышестоящие инстанции) послужат доказательством позиций обоих сторон.  Общение будет более действенным, если вы будете посылать письмо как «заказное» с уведомлением о вручении, либо «ценное» с описью вложения. Почтовая квитанция в результате, будет доказательством обращения в какую-либо инстанцию. Можно также зарегистрировать жалобу в приемной должностного лица (в том числе и свою копию), но, как показывает практика, это не всегда бывает реальным и уместным, даже если адресат находится в одном с вами населенном пункте.

Во все инстанции отдавайте только копии документов, так как подлинники не возвращаются (они также могут и затеряться).

Особых требований к содержанию подобных жалоб не предусмотрено. Поэтому, всю переписку с прокуратурой вы можете вести самостоятельно, главное, чтобы из обращения должно быть понятно: что произошло, когда, между кем и кем, что конкретно не устраивает (какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие и чьи права и свободы нарушены этими решениями, действиями), а также - от кого исходит данная жалоба. Обстоятельства дела следует изложить конкретно, по возможности, лаконично и без эмоций.

Имейте в виду, что в прокуратуру можно обращаться и в защиту прав и свобод других лиц. Например, с таким обращением могут выступить Комитеты солдатских матерей или иные правозащитные организации, которые есть в каждом городе.

Жалоба в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 2.05.2006г. № 59-ФЗ, должна быть рассмотрена в течение 1 месяца. Если в удовлетворении жалобы отказано или по прошествии месяца со дня ее подачи ответ не получен, то Вы вправе обратиться с жалобой к вышестоящему лицу (организацию) либо с заявлением в суд.

Полномочия военных прокуроров (извлечения из ст. ст.27, 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

  • рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;
  • проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
  • требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ;
  • назначать вневедомственные ревизии и проверки;
  • беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам.

Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в целях защиты прав военнослужащих заключены соглашения о взаимодействии с Главной военной прокуратурой и Министерством обороны Российской Федерации. Поэтому в случае нарушения прав военнослужащих ты вправе обращаться и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, и к Уполномоченным в субъектах Российской Федерации.

5. Розыск призывников, не являющихся по повесткам военного комиссариата.

Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», органы внутренних дел обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учёта, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов. Заметим, что уклонение от призыва на военную службу как частный случай уклонения от военной службы есть ни что иное, как неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

П. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ наделяет органы внутренних дел полномочиями по приводу в военный комиссариат лиц, не исполняющих воинскую обязанность. Порядок осуществления привода как меры обеспечения по делу об административном правонарушении определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и Инструкцией о порядке осуществления привода, утверждённой Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 года № 438 (далее по тексту – Инструкция от 21 июня 2003 года). 

Согласно ст. 27.15 КоАП, привод осуществляется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся дело об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется милицией на основании определения органа или лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Определение о приводе выносится в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины указанных выше лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Таким образом, основанием для вынесения в отношении призывника военным комиссаром определения о приводе является совокупность обстоятельств:

  • а) в производстве военного комиссара находится дело об административном правонарушении, отнесённое ст. 23.11 КоАП РФ к компетенции военного комиссара;
  • б) призывник проходит по данному делу в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности или свидетеля;
  • в) призывник вызывался военным комиссаром для рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • г) рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой призывника.

Определение о приводе, вынесенное при отсутствии указанных оснований, можно оспорить в суде.

Основанием совершения привода является определение военного комиссара. Привод призывника в военкомат, совершённый без вынесенного определения о приводе, незаконен и может быть оспорен в суде.

Определение должно содержать фамилию, имя, отчество, год рождения и место нахождения лица, подлежащего приводу. Определение, не содержащее указанных сведений, исполнению не подлежит.

Целью привода, согласно ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении и разрешение его в соответствии с законом. Иных целей привод преследовать не может. Совершение привода в иных целях (медицинское освидетельствование призывника, заседание призывной комиссии и пр.) незаконно. Определение о приводе, вынесенное не для достижения установленных КоАП РФ целей, можно оспорить в суде. Равно незаконно и осуществление по итогам привода каких-либо мероприятий, отличных от рассмотрения дела об административном правонарушении.

Осуществление привода в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) запрещено п. 4 Инструкции от 21 июня 2003 года.

Поступившее в органы внутренних дел определение о приводе рассматривает начальник соответствующего органа или лицо, исполняющее его обязанности. Он обязан организовать проверку указанных в определении сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры к установлению его фактического местонахождения.

Таким образом, проведение розыска в отношении призывника путём вынесения определения о приводе требует не только неявки гражданина по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, но и неявки по вызовам военного комиссара для рассмотрения дела об административном правонарушении. Привод оформляется определением о приводе и осуществляется сотрудниками милиции в помещение военного комиссариата.

Доставление призывника как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, находящемся в производстве военного комиссара, предусмотрена пп. «л» п. 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года. Согласно указанной Инструкции военный комиссар составляет протокол об административном правонарушении при наличии в действиях призывника признаков административного правонарушения, отнесённого к подведомственности военного комиссара.

При невозможности составления протокола об административном правонарушении (например, по причине отсутствия призывника – лица, привлекаемого к административной ответственности) военный комиссар направляет в соответствующий горрайорган внутренних дел письменное обращения о доставлении гражданина.

Доставление представляет собой принудительное препровождение лица. При этом ст. 27.2 КоАП РФ устанавливает строгие требования к цели и месту доставления, а также к кругу лиц, осуществляющих доставление, и основаниям доставления. Доставление допускается только:

  • в целях составления протокола об административном правонарушении. Осуществление доставления без намерения составить протокол, равно как и осуществление доставления с какой-либо иной целью (например, с целью проведения мероприятий, связанных с призывом: медицинского освидетельствования, заседания призывной комиссии, отправки к месту прохождения военной службы) делает незаконным само доставление;
  • при условии невозможности составления протокола на месте выявления правонарушения. Наличие у военного комиссара возможности составить протокол на месте позволяет признать доставление незаконным;
  • Местом доставления гражданина, в отношении которого получено письменное обращение военного комиссара о доставлении, может являться только служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Доставление в помещение военкомата или призывной комиссии незаконно. Это – одно из наиболее существенных для призывников отличий доставление от привода. Привод может осуществляться в помещение военкомата, доставление – нет;
  • Осуществляется доставление только должностными лицами органов внутренних дел (милиции) и только в случае письменного обращения военного комиссара как лица, обязанного составлять протокол об административном правонарушении. Доставление иными лицами (например, сотрудниками военкомата) и на иных основаниях незаконно. В обращении военного комиссара должно указываться должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения о доставлении. Но непосредственно доставление осуществляется сотрудниками милиции.

Доставление должно оформляться протоколом или записью в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Несоблюдение установленной формы выводит проводимые под видом доставления мероприятия за рамки закона.

Согласно пп. «н» п. 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года, военный комиссар по каждому факту доставления гражданина обязан прибыть в помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административных правонарушениях. Обратные действия – принудительное препровождение призывника в военкомат – незаконно. Более того, такие действия имеют уголовно-правовую квалификацию и должны рассматриваться как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан (ч. 1 ст. 286 УК РФ).

Неосновательное направление письменного обращения о доставлении гражданина, равно как и противоправные действия должностных лиц в ходе совершения доставления, могут быть оспорены в суде.

Административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица. Так же, как и доставление, задержание осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в случае обращения должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Действующее федеральное законодательство, предполагая возможность задержания гражданина, уклоняющегося от воинского учёта и призыва на военную службу (п. 3 ст. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), не наделяет военного комиссара полномочиями по направлению в органы внутренних дел обращения о задержании призывника. Следовательно, инициирование задержания военным комиссаром на практике невозможно.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, должностные лица милиции вправе осуществлять задержание в следующих случаях:

  • при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел;
  • при выявлении административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Поскольку ст. 23.11 КоАП РФ относит дела об административных правонарушениях в области воинского учёта к подведомственности военных комиссаров, военные же комиссары наделены полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по указанной категории дел, а возможность направления военным комиссаром обращения в органы внутренних дел о задержании гражданина, как было сказано выше, отсутствует, то и само задержание призывника в связи с совершением им правонарушения в области воинского учёта надо признать незаконным.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ, об административном задержании должен составляться протокол. Срок задержания не может превышать трёх часов (ст. 27.5. КоАП РФ), в исключительных случаях – 48 часов. По истечении указанного срока задержанный должен быть освобождён. Незаконное продление срока задержания должно рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). Важно заметить, что содержание задержанных граждан в помещении военного комиссариата законодательством не допускается согласно ст. 27.3 КоАП РФ.

6. Практические рекомендации.

Во избежание совершения ошибок относительно полномочий сотрудников милиции, призывнику рекомендуем изучить и знать полномочия милиции. В случае обращения к призывнику требования проследовать в военкомат, предлагаем действовать следующим образом:

  1. Потребовать от сотрудника милиции представиться;
  2. Потребовать разъяснения действий сотрудника милиции: осуществляет он привод, доставление или задержание;
  3. Истребовать от сотрудника милиции копию протокола доставления или задержания (если реализуются доставление или задержание), определения о приводе (если осуществляется привод);
  4. Разъяснить сотруднику милиции, не имеющему на руках определения военного комиссара о приводе, незаконность его действий;
  5. Сообщить о противоправных действиях сотрудников милиции в соответствующий орган внутренних дел по телефону;
  6. Потребовать вызова защитника. Защитник предоставляется гражданину, привлекаемому к административной ответственности, с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсюда вывод: гражданин, достигший призывного возраста, должен заблаговременно позаботиться о своей безопасности и заключить соглашение с адвокатом либо оформить полномочия своего защитника нотариально оформленной доверенностью, желательно – на предельно допустимый срок (на три года) с правом передоверия;
  7. По возможности привлечь к произволу милиции внимание окружающих и получить информацию о них (фамилия, имя, отчество, номер телефона). Участие прохожих поможет в дальнейшем привлечь к ответственности сотрудника милиции и признать незаконным его действия;
  8. Оповестить о случившемся родственников.

Призывник, силами милиции принудительно препровождённый в военкомат, вправе отказаться от совершения любых действий, связанных с призывом на военную службу: в частности, от сдачи анализов, прохождения медицинского освидетельствования, присутствия на заседании призывной комиссии. Право призывника на свободу передвижения не может быть ограничено (за исключением случаев привода), любые попытки силой удержать его в помещении военкомата противоправны и должны рассматриваться как незаконное лишение свободы (ст. 27 УК РФ). Оказавшись в ситуации удержания в помещении военкомата, важно:

  • а) в присутствии очевидцев попытаться выйти из военкомата,
  • б) озвучить требование о выходе из военкомата,
  • в) идентифицировать лицо, препятствующее выходу (в идеале – узнать его фамилию и должность),
  • г) идентифицировать очевидцев. В дальнейшем очевидцы происходящего могут быть привлечены в качестве свидетелей по делу об оспаривании противоправных действий должностных лиц и оказать помощь в привлечении к ответственности виновных.

7. Обжалование действий и решений должностных лиц и органов управления, связанных с розыском призывников, позволяет эффективно восстановить нарушенные права граждан. Прежде, чем обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий сотрудников милиции, рекомендуем предварительно:

  1. Установить, кто конкретно осуществлял розыскные мероприятия – заявлением на имя начальника соответствующего органа внутренних дел;
  2. Установить, какие конкретно действия были совершены сотрудниками милиции (задержание, доставление, привод, вручение повестки) – заявлением на имя начальника соответствующего органа внутренних дел; затребовать тем же заявлением акты, оформляющие соответствующие действия: определение о приводе – если совершался привод, протокол доставления – если доставление, и т.п.;
  3. Установить, что послужило основанием для совершения указанных выше действий (письменное обращение военного комиссара об установлении местонахождения, письменное обращение о доставлении, определение о приводе, что-то ещё – с указанием даты и исходящего/входящего номера) – двумя отдельными заявлениями – на имя начальника соответствующего органа внутренних дел и на имя военного комиссара;
  4. Сопоставить ответы на заявления, выявить противоречия в ответах должностных лиц и несоответствие содержания ответов содержанию законодательства. Определить тактику работы с материалом. Например, если из ответов следует, что военный комиссар просил органы внутренних дел установить местонахождение гражданина и вручить повестку, а милиция осуществила принудительное препровождение в военкомат – следует обратиться в Следственный комитет при прокуратуре с заявлением о привлечении сотрудников милиции к уголовной ответственности, к прокурору – о внесении представления об устранении нарушений законодательства, в суд – с заявлением об оспаривании действий сотрудников милиции.
  5. Действовать в соответствии с выработанной тактикой, по возможности под контролем опытного юриста. 

8. Как вести себя в критической ситуации:

Первое и главное. Ни при каких обстоятельствах не нарушай закон. Строго выполняй требования воинских уставов, своих командиров и начальников. Не давай повода унижать или шантажировать себя.

Второе. Не роняй своего достоинства; Не делай ничего такого, за что потом будет стыдно. Не проявляй своей слабости перед обидчиком. Способность устоять в кри­тическую минуту, не упасть духом, преодолеть трудности вот достойные уважения качества настоящего мужчины и воина.

Третье. Если ты оказался в ситуации, когда тебя пытаются унизить, оскорбить, а убедившись, что ты из тех, кого можно взять на испуг, угрожают физической расправой, не подавай вида, что тебе страшно. Сохраняй мужество! Таким об­разом, ты овладеешь ситуацией, одержишь психоло­гическую и нравственную победу. Укрепив свой дух, постарайся найти свой способ Защиты. Без крайней необ­ходимости на обострение не иди, попробуй вразумить негодяев словами. Дай понять им, что вынужден будешь доложить о случившемся командованию. Ясно дай понять, что физически тебя сломить не удастся. Если и это не поможет и дойдет до рукоприкладства - будь мужчиной до конца. Но, сопротивляясь, не превышай мер необходимой обороны.

Четвертое. Всегда помогай сослуживцам, проявляй к ним сочувствие. Бороться в одиночку хуже всего. Сегодня ты встал   на   защиту своего   сослуживца, завтра   он    тебя поддержит.

Так складывается настоящий воинский коллектив. Эффективно бороться с неуставными взаимо­отношениями можно только сообща. Один за всех - все за одного!

Пятое. В трудную минуту обратись к сержанту, офицеру, ко всем, кто способен оказать помощь. Запомни, это не признак слабости, это - признак силы. Своим обращением к командиру, старшему товарищу ты как бы говоришь: «Я могу сам справиться с обидчиком. Но я не стану чинить самосуд. Пусть восторжествует закон, и виноватый понесет заслуженное наказание». Если же нет возможности напрямую обратиться за помощью, то воспользуйся телефоном доверия.

Шестое. Исключи даже мысль о самовольном оставлении части, применении оружия, не говоря уже о самоубийстве в знак протеста. Не всегда возмездие наступает так быстро, как хотелось бы, но торопить события, обрекая себя на лишение свободы, а родных и близких па переживания - в высшей степени несправедливо и неумно.

Седьмое. Никогда не уподобляйся своим обидчикам. Оставайся порядочным человеком при любых обсто­ятельствах. На личном примере учи товарищей следовать традициям войскового братства. Твое великодушие не ос­танется незамеченным. Добрая и долгая память, которая сохранится о тебе в коллективе после твоего увольнения в запас, лучшая награда!

9. Полезная информация:

Военная прокуратура западного военного округа

191055,  Санкт-Петербург,

Невский проспект, д.4,

8 (812) 494-23-30

Военный комиссариат Республики Карелия

185000,  г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, 19, тел. + 7 (8142) 78-29-06, факс: + 7 (8142) 78-22-26)

Военный прокурор Петрозаводского гарнизона:

185035, Республика Карелия

г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д..5, тел. 8(8142) 79-73-60

Военкомат   Суоярвского района,  

186870,  г. Суоярви, Комсомольский пер.  3,  81457) 5-10-43

Военкомат  Сортавальского  и Лахденпохского  района

186790, г. Сортавала, ул. Карельская, 21,  (81430) 4-29-04

Военкомат  Сегежского района

186420, г. Сегежа, ул. Гагарина, 18,  (81431) 4-33-02

Военкомат  Пудожского района

186150, Г. Пудож, ул. Карла Маркса, 4.  (81452) 5-13-45

Военкомат Пряжинского района

186120,  п..г.т. Пряжа, ул. Мелентьевой, 9, (81456)3-13-90

Военкомат Питкярантского района

186810, г. Питкяранта, ул. Ленина,53, (81433) 3-40-88

  1. Военкомат Прионежского района
  2. Военно-учетный стол
  3. Военкомат  г. Петрозаводска
  4. Военкомат  Олонецкого района
  5. Военкомат Муезерского района
  6. Военкомат Медвежьегорского района
  7. Военкомат Лахденпохского района
  8. Военкомат  Костомукшского ГО
  9. Военкомат Кондопожского района
  10. Военкомат Кемского района
  11. Военный комиссариат Калевальского района
  12. Военкомат Беломорского района
  13. Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия
  1. 185035, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, 24, (8142) 52-87-16
  2. п. .Новая Вилга , ул. Центральная, 5, (8142)78-68-30
  3. 185035, г. Петролзаводск, ул. Антикайнена, 1, (8142) 78-22-69
  4. 186000, г. Олонец, ул. Розы Люксембург, 1, (81436) 2-14-76
  5. 186960, п. Муезерский, ул. Октябрьская, 19, (81455) 2-11-07
  6. 186352, г. Медвежьегорск, ул. Карла Маркса, 9, (81434) 2-12-72
  7. 186730,  г. Лахденпохья, ул. Ленина,   (81450) 2-24-13
  8. 186930, г. Костомукша, ул. Советская, 6, (81459) 2-25-42
  9. 186225, г. Кондопога, гористый пер. 20, (81451) 4-20-76
  10. 186610, г. Кемь, ул. Павлика Морозова, 10, (81458)2-25-53
  11. 186910, п. Калевала, ул. Ленина, 2, (81454) 2-12-30
  12. 186500, г. Беломорск, ул. Ленина, (81437) 5-10-65
  13. 185910,  Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева,5, (8142) 78-10-62)

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Памфилова Элла Александровна

10100, г. Москва ул. .Мясницкого, д. 47

8 (495) 607-19-22, 607-39-69, 607-34-67

Комитет солдатских матерей России

105318 Москва, Измайловское шоссе, д. 3-а стр. 1,. (М.«Семеновская»)
Тел./факс:  8 (499) 369-52-18
Сайт: www.soldiers-mothers-rus.ru
Е-mail:  ksmruss@yandex.ru

Телефон приемной

Управления по работе с обращениями граждан Министерства обороны РФ

8 (495) 696-71-71

119160, г. Москва,

Калымажный пер., д.14

Карельская региональная общественная организация «Общество солдатских матерей»

185035, г. Петрозаводск, ул. М. Горького, 28/21/4, тел.: (8142) 78-31-81, факс: 75-48-68.

Наверх